<< Домой<< Художники
Пророк в Отечестве,
или что имеем
Вещи бывают великими и малыми
не токмо по воле судьбы и обстоятельств,
но также по понятиям каждого.
- Козьма Прутков.


Текут века. Пыль заносит Пирамиды. Приходят в этот мир и уходят из этого мира люди. Меняется многое. Все это История. История - это наша коллективная память. Не будь Истории, как бы мы могли оценить и понять Настоящее. Но главное, чему учит нас История, это то, что она ни кого, ни чему не учит. Самые большие в мире компьютерные базы данных существуют именно по истории, а толку?

Короли и императоры, наместники и прокураторы - это тот стержень, на который нанизывалась История, скелет который ее поддерживает. Но все они создают лишь среду, где бы Человек мог проявить себя Богу подобным - Творцом. И оценивают потомки тяжкую работу царей лишь по тому, насколько им удавалось создавать такие условия.

Устаревает все, кроме творений человеческого Духа, наиполнейшее воплощение которого мы имеем в искусстве. Все самые гениальные изобретения человечества неизбежно устаревают, как архимедов рычаг или учение о флогистоне. И если имя Френсиса Бэкона известно сейчас лишь узкому кругу специалистов, то пьесы его современника Вильяма Шекспира ставятся и ставятся, и больше чем во времена жизни автора, и смотрятся так же захватывающе.

Мало кто помнит имя короля, при котором жил Шекспир, известно лишь, что жил в эпоху Шекспира, чем и прославился. Без всякой иронии - монарх создал такие условия в своей стране, чтобы мог работать Бэкон и творить Шекспир, помянем же добром его за это.

Один испанский король поднял упавшую кисть великого художника и навсегда вошел через это в Историю. Мудрый и дальновидный был поступок! А вот голландские прапорщики, которых рисовал великий Рембрандт, подняли скандал и стали требовать неустойку, когда увидели свой коллективный портрет: платили одинаково, а нарисовал он их на разных планах и разной величины. И теперь мало кому известны их имена, точно известно лишь то, что это были тупицы и невежды, совершенно одной, ничтожной величины┘

Вот и мы живем, не задумываясь, а что после нас останется потомкам, по каким вехам они нас будут оценивать. И, как это всегда было, скорей всего ошибемся. Аппарат Илизарова? Чудо, которое сегодня приводит в восторг и восхищение миллионы людей, пройдет время, будет выглядеть ужасным уродцем, инквизиторским набором пыток: обязательно придут на смену другие, новые технологии и достижения человеческого Разума. И только, как учит та, которая ни чему не учит, достижения человеческого Духа во все большем блеске будут представлять нас потомкам.

Не задирая рыла от желудей мы не замечаем ни Неба ни Дуба. Доктора Витебский и Илизаров - целители наших ран, "курганская группировка" подонков-преступников в Москве - растравители наших ран, вот что нас волнует. Сиюминутная боль и ее утоление. И это нормально, не нормально - не чтить Субботы и не отдавать седьмого дня в неделю Богу.

┘Маленькая напыщенная немка, пришедшая к подруге в галерею, как на диковинку глянуть на сибирских туземцев, сверху вниз своего мизерного роста смотревшая на "этих русских". Не более пяти минут. Через пять минут спесь слетела, немка шустро, забыв гонор, шныряла между еще не развешенных картин, щелкала затвором фотоаппарата, а через полчаса уже вела переговоры с художниками. "Не более 10 картин и никакой акварели" - вначале заявила фрау Марианна. Но, когда стала отбирать┘ Ах, если бы десять! А сколько акварели было отобрано! Фрау Марианна - так звали, эту, как оказалось очень милую женщину - но Вы же были против акварели! - О, герр, Игорь, но у нас, в Европе, таких акварелистов всего один или два! (Скорей всего два: Надежда и Игорь Щетинины, додумаем мысль фрау Марианны).

Кстати, и сама фрау Эберт, пригласившая художников, даже их не встретила. Потом совершенно искренне и простодушно призналась, что в последний момент испугалась: достали русские блатные из столиц. Недавно одна художница из Москвы привезла всего десяток весьма посредственных работ, а тут и вовсе, из медвежьего края едут. Но, как оказалось, провинция понятие не географическое: провинция это Москва или Токио, а столица в Кургане когда речь идет о костной хирургии. Вот и столица акварелистов от Москвы отстоит на две тысячи верст┘

Остались позади чиновники, обложившие тяжкой данью вывозимые на выставку картины - это чтобы художники, не дай Бог, не вернули их обратно. Вряд ли мы когда уже увидим вывезенные картины. Что имеем - не храним.

Это не был успех,- это был триумф! Галерея за галереей, город за городом приглашали художников устроить выставку. И везде - пресса, и везде - восторженные статьи. Фрау Эберт сказала, что за десятилетнюю историю "Русского Дома" не написали и половины обо всех художниках вместе взятых, как о Надежде и Игоре Щетининых.

Не многие художники могут похвастаться подобным количеством выставок даже у себя дома:
- "Русский Дом" в Берлине, куда, собственно и пригласили Щетининых, а по успеху и реакции прессы выставки покатились по Германии валом;
- часть работ отобрали питерские художники для совместной выставки, и эти картины были отмечены прессой и поклонниками живописи в галерее "Элит" (семантику слова "элит", думаю, пояснять не нужно) в городе Дрездене - в одной из европейских столиц живописи;
- Ранис, земля Тюрингия, галерея "Вестерхайде". Бургомистр города Раниса, который в день падения Берлинской Стены должен был отправиться в Веймар на празднования, но предпочел лично открыть выставку и пресса опять была здесь, а не в Веймаре;
- Берлин, культурный центр "Аугустиниум";
- Берлин, район Целендорф, выставки прошли в городской ратуше, в Музикшуле, в крупном компьютерном центре;
- выставка в одном из самых престижных отелей Берлина;

Помимо того три или четыре выставки организовала фрау Эберт в рамках "Фонда поддержки культуры и искусства Восточной Европы", президентом которого она является.

Настоящим признанием служит приглашение на открывшуюся 8 июля выставку, посвященную десятилетию "Фонда поддержки культуры и искусства Восточной Европы". На выставку были приглашены всего десять художников из Восточной Европы, из них двое - наши курганцы, причем примерно половина(!) из всех отобранных для выставки картин - работы Щетининых.

Сейчас художники готовятся к персональным выставкам в "Русском Доме" Берлина и в "Русском Доме" Дрездена, которые намечены с середины ноября до середины декабря этого года.

Еще раз подчеркнем, что если Вы считаете Курган провинцией, то это Ваши проблемы, а не проблемы Кургана. Для Игоря и Надежды Щетининой это не провинция, а столица. Похоже, что свой шанс прохлопать могут местные Третьяковы-Щукины-Морозовы. Господа, здесь, в Кургане, Школа. Спешите, господа, шанс еще есть! Щукин и Морозов откопали свою золотую жилу - импрессионистов во Франции. Кто же будет кормиться с курганцев, может французы? Неужели понятия "предприниматель" и "культура" разбежались в нашем городе по разным углам?

Добавлю в заключение, что Высокое Искусство, конечно, не всем доступно. И не все ощущают в нем потребность. Но хотя бы надо нам знать, что рядом с нами есть нечто неординарное. Один из самых известных людей уходящего века - Альберт Эйнштейн говорил об истоках своих гениальных прозрений примерно так: в музыке Бетховена и в романах Достоевского черпаю я свое вдохновение. Возможно, и картины из нашего города кого-то подвигнут к чему-то большому и хорошему.

Курганский мещанин.


 
 
  E-mail: domen@zaural.ru 
©DDDBax Studio